Рост в последние три года числа особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, говорит о серьезных недостатках в борьбе с подростковой преступностью. Об этом обозревателю «РГ» сообщили в пресс-службе надзорного ведомства.
По данным прокуратуры, несовершеннолетние в России ежегодно совершают или участвуют более чем в 40 тысяч преступлений. Большинство несовершеннолетних, или 83 процента, в 2019 году совершили преступления против собственности, 8 процентов против жизни и здоровья и более 4 процентов — это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
О серьезности ситуации говорит и выросшее почти до 145 тысяч число подростков, поставленных в прошлом году на учет подразделениями по делам несовершеннолетних. Из них более чем 70 тысяч совершили административные правонарушения, не достигнув 16-летнего возраста.
Как сообщили в надзорном ведомстве, понимая серьезность проблемы, Университет прокуратуры РФ не просто проанализировал криминальную статистику, но и разработал психологический портрет личности малолетнего преступника, который по многим параметрам существенно отличается от взрослых «коллег». Особенности их возраста — это недостаток жизненного опыта, повышенная внушаемость, сочетающаяся с оппозиционным отношением к запретам и предписаниям. А также максимализм, преимущественная ориентация на неформальную группу, стремление к самостоятельности и самоутверждению, неустойчивость самооценки.
Для несовершеннолетних характерна значительно более высокая доля групповых преступлений, чем для взрослых преступников. Так, ежегодно почти половина несовершеннолетних, совершивших преступления, действовали в группе.
Стабильно высоким остается удельный вес несовершеннолетних, раньше уже совершавших преступления.
Кроме того, как выяснили в Университете прокуратуры, около половины осужденных в прошлом году несовершеннолетних воспитывались в семье с одним родителем. Почти десять процентов — воспитывались вне семьи и подавляющее большинство имело низкий уровень образования. Так, 80 процентов из них имели начальное или основное общее образование, еще 15 процентов — среднее общее, и только 2 процента — среднее профессиональное образование. При этом четверть всех несовершеннолетних на момент совершения преступления нигде не учились и не были студентами.
Неделю назад эту же проблематику обсуждали и на совещании под руководством секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева. Как заметил секретарь СБ РФ, нельзя не учитывать, что девиантному поведению несовершеннолетних способствуют пропагандируемая в социальных сетях криминальная субкультура. По мнению Патрушева, назрела необходимость создания новой информационной политики, направленной на молодежную аудиторию и ее медиабезопасность.